Этот маршрут протяженностью до десяти километров ведет от санатория “Утес” вдоль моря в сторону Алушты. На пути Кучукламбатский каменный хаос длиной в полтора километра, скала Плющевая, сплошь покрытая зеленью, родник Суук-Су (“Холодная вода”) с постоянной температурой не выше 8°С, турбаза “Карабах”, “гранильня” Н. А. Головкинского, родник Феодоры....
Во время перехода отдыхающие узнают от экскурсовода о проходящей на горе Кастель границе произрастания единственного лиственного вечнозеленого дерева из крымской аборигенной флоры — земляничника мелкоплодного; услышат рассказ о генуэзских колониях и борьбе России за Крым в XVIII в., о водоворотах в море, которыми видный русский геолог второй половины XIX в. Н. А. Головкинский (1834—1897)объяснял происхождение находящейся у подножия Кастели “натуральной гранильни” камня, названной именем ученого. Любители минералов могут найти в этих местах весьма интересный камень, который еще в прошлом веке был метко назван “форелевым”. В мокром или отполированном виде он точно повторяет окраску форели, обитающей в горных речках.
Несколько слов о названии горы Кастель. В конце XVIII столетия она была известна как Костель, о чем писал П. С. Паллас в 1795 г. В начале прошлого века гора стала называться Кучук-Кастель. Как считает один из составителей топонимического словаря Крымской области, руководитель группы ономастических исследований Института языкознания АН СССР, доктор филологических наук А. В. Суперанская, написание через “о” первично, а форма Кастель является, по-видимому, результатом искусственного сближения с латинским “кастеллум” (укрепленное место, горный поселок).
Эта гора овеяна поэтической легендой о царице Феодоре, много веков назад жившей в Сугдее. Доброта, ясный ум, непоколебимая воля снискали ей славу, а красота ее соперничала с красотой южной страны, которой она правила. Многие знатные вельможи желали назвать красавицу Феодору своей женой, но все получали отказ.
Отказалась царица выйти и за Ираклия, с которым росла и воспитывалась в детстве. Затаив злобу, коварный юноша решил: “Стану царем сугдейским, а ты будешь моей рабыней”. И когда на Сугдею напали генуэзцы, Ираклий предал соотечественников, открыв врагу городские ворота. Феодора укрылась в другой своей крепости — Алустон. Но и здесь не удалось остановить неприятеля. Тогда царица сугдейская увела воинов и жителей Алустона на гору Кастель. Но Ираклию по известному ему одному подземному ходу удалось проникнуть на вершину. Началась схватка, во время которой отважная Феодора отсекла изменнику голову. Но погибла и девушка-воин. Именем ее до сих пор зовется родник, изливающийся близ подножия горы из-под кряжистого корня...
Не так давно по этому маршруту водил отдыхающих старейший экскурсовод Крыма, мастер туризма СССР И. А. Кириллов, являющийся почетным членом совета Музея истории и туризма в Одессе.
— А еще что-нибудь интересное вы замечаете здесь? — обычно спрашивал он туристов.
Все, с недоумением оглядевшись, молчали.
— Посмотрите внимательно под ноги.
— Тропа как тропа...
— Не совсем. Присмотритесь: тропа расширяется до размеров дороги. А дальше, метрах в пятидесяти, снова сужается в тропу. Перед вами — уцелевший участок Суворовской дороги, проложенной русскими саперами в 1778 г.
— А зачем она тут понадобилась?
— После утраты Крыма в 1771 г. и неудачного десанта, высаженного под Алуштой в 1774-м, когда, как известно, отличился молодой подполковник М. И. Кутузов,— рассказывал И. А. Кириллов,— турки вновь стали готовиться к реваншу. Перед А. В. Суворовым, командовавшим в 1778—1779 гг. русскими войсками в Крыму и на Кубани, была поставлена задача: не допустить высадки вражеского десанта. По приказу командующего были восстановлены и построены укрепления на побережье от Севастополя до Кафы (Феодосии). Нужно было связать эти укрепления сетью дорог. А так как хорошей сквозной дороги не было, ее создавали из обрывков прибрежных дорог.
— И пригодилась эта дорога?
— Еще как! В конце августа 1778 г. к берегам Крыма подошел турецкий военно-морской флот из 170 кораблей с десантными войсками и блокировал побережье. Но как только тихоходные парусные корабли направлялись к берегу, туда тотчас по Суворовской дороге перебрасывались военные отряды. Простояв несколько дней у крымских берегов, турецкий флот вынужден был убраться восвояси. Так, благодаря искусству полководца без кровопролития, демонстративным маневрированием по берегу были сведены на нет враждебные замыслы Оттоманской империи.